Графический образ Петербургской биеннале музейного дизайна


Выставка, посвященная графическому образу Биеннале музейного дизайна в Фонде ПРО АРТЕ
14.11-14.12.2014

Фирменный стиль Петербургской биеннале музейного дизайна создан лондонским дизайнерским бюро Barnbrook.

От нарратива к форме

Способность рассказать историю через предметы в трехмерном пространстве – вот в чем заключается сила музея в цифровую эпоху. Музеи остаются жизненно важными институциями; они хранят коллекции артефактов и объектов, с помощью которых можно создавать исторические нарративы, и предоставляют площадку для дискуссий. Дизайн для подобных учреждений культуры принимает мириады форм – от микро до макро. Именно эти формы окажутся в центре внимания биеннале.

Визуальная составляющая фирменного стиля для Формы – Санкт-Петербургской биеннале музейного дизайна – призвана обратить внимание на дизайн для учреждений культуры и коллекций музейных объектов. Заимствуя визуальные элементы различных петербургских музеев, авторы фирменного стиля Формы также стремятся создать ощущение уникальности этого города  – музейной столицы России.

Навигация

Самым очевидным инструментом навигации для любого посетителя музея является план его залов. План дает возможность выбирать собственный  маршрут и создавать новые нарративы в архитектурном контексте конкретного музея. Графическая форма плана сообщает печатной графике Формы схематическую структуру. Внутри этой структуры располагаются музейные объекты из коллекций петербургских музеев.

Формы и узоры

Основой для форм и узоров послужили элементы петербургской архитектуры, создающие ощущение места и истории. Гибкая палитра элементов позволяет комбинировать их самыми разными способами, чтобы описать музей как подвижное, прогрессивное заведение. Противопоставление двух цветов намекает на диалог между объектом и зрителем, музеем и его посетителями.

Оформление текста – типографика

Типографика доступна в двух формах: заголовок и основной текст. Текст заголовка набирается шрифтом Merkury (Меркьюри), разработанным в 2009 году небольшой шрифтовой мастерской RP Digital Type Foundry, основанной в том же, 2009-м, Радимом Пешко. Мастерская специализируется на разработке шрифтов, оригинальных, с ярко выраженной концепцией.

Основной текст обладает крепким и энергичным голосом – он оформлен шрифтом Scolar (Сколар), разработанным мастерской Rosetta. Сколар создавался для академических публикаций на разных языках, так что он идеально подходит для Формы.

0

Соединение элементов

Визуальный стиль Формы создается не за счет какого-то одного элемента, но всегда подразумевает соединение разных элементов: решетки этажного плана, музейного экспоната и графического узора. Подобный подход с использованием затейливой комбинации говорит о наличии различных возможностей, площадок и точек зрения.

Возникновение Формы

Было решено, что Санкт-Петербургской биеннале музейного дизайна нужно жизнерадостное, нескучное название, которое бы одинаково хорошо звучало как на русском, так и на английском языках. В процессе разработки концепции создатели перебрали и обсудили бесчисленное множество вариантов – среди предложений на начальном этапе фигурирует прототип под названием Narrative (Нарратив). В ходе разработки дизайна возникло название Форма – как наиболее подходящее для выражения сути Биеннале.

Название-логотип

Эксцентричное название-логотип включает в себя элементы, которые также фигурируют в наборе геометрических узоров. Предлагая некоторое количество стилистических вариантов, шрифт заголовков позволяет составлять самые разные композиции, помогая зазвучать многообразию голосов петербургских музеев.

Плакаты

На всем протяжении работы дизайн плакатов с самого начала задумывался как живой и энергичный; постепенное упрощение форм привело его к композиции, близкой к тому, что сегодня используется в рамках Биеннале.

Результаты

Экспонаты для окончательных вариантов плакатов и рекламных материалов были сфотографированы в петербургских музеях-участниках Биеннале. Фирменный стиль Биеннале проявляет себя в самых разных форматах, и это позволяет возвращаться к нему и развивать его. Благодаря этому Форма воспринимается как живой и постоянно развивающийся фестиваль искусств.

Открытки:

Буклет-гид:

Скачать гид по биеннале (.pdf)